Малыш начинает говорить
Родителям очень важно знать о том, как и когда ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о развитии его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно.
Предлагаю ознакомиться с нормами речевого развития и моментами, когда родителям следует насторожиться.
Возраст | Принятая норма речевого развития | Отклонение от нормы |
---|---|---|
До 1 года |
7 месяцев – долго и активно лепечет, повторяя слоги по два-три раза. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему. 8 месяцев – наблюдается четкое и громкое произношение слогов, частое их повторение, можно выделить выразительные интонации. 10 месяцев – подражая родителям, произносит лепетные слова и новые слоги; имитирует разные звуковые сочетания в большом количестве; попытка имитации предложения. Малыш выполняет простые просьбы. 12 месяцев – первые простые слова: баба, папа, мама, дай; лепетные слова: ня-ня, та-та и др.; выражает интонацию просьбы; понимает соотношение звуков с предметами и лицами. Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю и др. |
Малоактивные лепет; Ребенок не поворачивает голову в ответ на обращение к нему.
Малая активность лепета, отсутствие выразительности и интонаций. Неактивный лепет, преобладание в лепете только губных звуков и гласных; отсутствие лепетных слов; нет интонационно-мелодической имитации фразы.
Ребенок очень тихий, у него слабовыраженный лепет, только два-три лепетных слова; отсутствие подражания словам и звукам; нет соотношения слова и предмета, действия, лица. Не способен реагировать на похвалу или замечание. |
До 2 лет |
1 год 3 месяца – разговаривает отдельными словами и лепечет, когда активно двигается, играет или очень удивляется; сильно вырастает количество слов, которые малыш понимает. 1 год 6 месяцев – использует упрощенные слова для названия предметов и действий, когда у него есть сильная заинтересованность; появляются двухсловные предложения; слова и предложения дополняет жестами, мимикой, интонацией; появляется способность к обобщению предметов по определенным признакам. 1 год 9 месяцев – составляет комментарии из нескольких слов для своих действий; дает ответы на многие вопросы; может воспринимать простые истории, которые рассказывают по картинкам. 2 года – умеет говорить предложениями, состоящими из трех слов с прилагательными и местоимениями; легко воспринимает рассказ о том, что он знает уже без картинок. |
Плохо понимает обращенную к нему речь; произносит только отдельные слоги.
Не понимает значение звуков, названий предметов, своего имени и простых слов. Не удается выполнение элементарных просьб: сядь, подойди, встань и т.д.
Может многократно произносить один слог, заменяя им другие слоги («нана» означает все что угодно)
Вместо предложений пользуется отдельными словами; не повторяет слова и звуки. Общение неэмоциональное, часто плачет или апатичен.
|
До 3 лет |
2,5 года – строит предложения из трех и более слов; постоянно спрашивает «куда?» и «где?»; называет свое имя, возраст; понимает значение предлогов. Легко повторяет новые слова, короткие стихи. Речь становится средством общения со взрослыми и детьми. 3 года – говорит сложными предложениями, спрашивает «почему?» и «когда?»; использует множественное число существительных и глаголов; появляются сложные предложения; начинает говорить от первого лица. Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку». Может передать содержание знакомой сказки. |
Не называет части тела, предметы, не может показать на них по просьбе; не в состоянии принести предмет, если не видит его; говорит отдельными словами; очень часто нельзя понять, о чем он просит.
Не может говорить простыми предложениями, состоящими из двух-трех слов; не понимает простые объяснения и рассказы о событиях прошлого или будущего. Не различает и не называет основные цвета. |
До 4 лет |
Словарь активно растет: от 250 до 3000 слов; заканчивается овладение грамматикой родного языка; в разговоре использует 10-15 вариантов предложений; может рассказать о себе; может произносить правильно звуки, кроме сложных («л», «р»). |
Не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?»; неправильно использует падежные окончания существительных, предлоги; искаженное произношение многих звуков; предложения состоят менее чем из четырех слов. |
До 7 лет |
5 лет – правильно произносит все звуки; умеет строить любое предложение; речь становится родной; развивается функция словообразования. 6 лет – появляется речь, не имеющая коммуникативной функции (комментирование собственных действий), затем это переходит во внутреннюю речь (мысль). 7 лет – появляется контекстная (полная, развернутая) речь. |
Нарушенное произношение звуков (дефект смягчения, межзубное произношение, смешение звуков); неправильное построение предложения.
Пропуски согласных там, где они стоят рядом «такан» вместо «стакан»; неправильное употребление окончаний у существительных среднего рода или множественного числа. Бедный словарный запас; речь носит ситуативный характер. |
Формирование речевых навыков происходит по мере того, как развивается речевой аппарат, головной мозг и т.д. Но без стимулирования этого процесса ребенок никогда не начнет говорить. Общаться с малышом нужно каждый день, с самого первого дня его рождения, и это очень важно. Родители и их воспитательная активность очень сильно влияют на то, какими речевыми навыками будет обладать их малыш. Любое отклонение в речи не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное. Успехов Вам и Вашим детям!