Малыш начинает говорить

Родителям очень важно знать о том, как и когда ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о развитии его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно.

Предлагаю ознакомиться с нормами речевого развития и моментами, когда родителям следует насторожиться. 

Возраст Принятая норма речевого развития Отклонение от нормы
До 1 года

7 месяцев – долго и активно лепечет, повторяя слоги по два-три раза.

Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

8 месяцев – наблюдается четкое и громкое произношение слогов, частое их повторение, можно выделить выразительные интонации.

10 месяцев – подражая родителям, произносит лепетные слова и новые слоги;

имитирует разные звуковые сочетания в большом количестве;

попытка имитации предложения.

Малыш выполняет простые просьбы.

12 месяцев – первые простые слова: баба, папа, мама, дай; лепетные слова: ня-ня, та-та и др.;

выражает интонацию просьбы;

понимает соотношение звуков с предметами и лицами.

Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю и др.

Малоактивные лепет;

Ребенок не поворачивает голову в ответ на обращение к нему.

 

Малая активность лепета, отсутствие выразительности и интонаций.

Неактивный лепет, преобладание в лепете только губных звуков и гласных;

отсутствие лепетных слов;

нет интонационно-мелодической имитации фразы.

 

Ребенок очень тихий, у него слабовыраженный лепет, только два-три лепетных слова;

отсутствие подражания словам и звукам;

нет соотношения слова и предмета, действия, лица.

Не способен реагировать на похвалу или замечание.

До 2 лет

1 год 3 месяца – разговаривает отдельными словами и лепечет, когда активно двигается, играет или очень удивляется;

сильно вырастает количество слов, которые малыш понимает.

1 год 6 месяцев – использует упрощенные слова для названия предметов и действий, когда у него есть сильная заинтересованность;

появляются двухсловные предложения;

слова и предложения дополняет жестами, мимикой, интонацией;

появляется способность к обобщению предметов по определенным признакам.

1 год 9 месяцев – составляет комментарии из нескольких слов для своих действий;

дает ответы на многие вопросы;

может воспринимать простые истории, которые рассказывают по картинкам.

2 года – умеет говорить предложениями, состоящими из трех слов с прилагательными и местоимениями;

легко воспринимает рассказ о том, что он знает уже без картинок.

Плохо понимает обращенную к нему речь; произносит только отдельные слоги.

 

 

Не понимает значение звуков, названий предметов, своего имени и простых слов.

Не удается выполнение элементарных просьб: сядь, подойди, встань и т.д.

 

Может многократно произносить один слог, заменяя им другие слоги («нана» означает все что угодно)

 

 

Вместо предложений пользуется отдельными словами;

не повторяет слова и звуки.

Общение неэмоциональное, часто плачет или апатичен.
До 3 лет

2,5 года – строит предложения из трех и более слов;

постоянно спрашивает «куда?» и «где?»;

называет свое имя, возраст;

понимает значение предлогов.

Легко повторяет новые слова, короткие стихи.

Речь становится средством общения со взрослыми и детьми.

3 года – говорит сложными предложениями, спрашивает «почему?» и «когда?»;

использует множественное число существительных и глаголов;

появляются сложные предложения;

начинает говорить от первого лица.

Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку».

Может передать содержание знакомой сказки.

Не называет части тела, предметы, не может показать на них по просьбе;

не в состоянии принести предмет, если не видит его;

говорит отдельными словами;

очень часто нельзя понять, о чем он просит.

 

 

Не может говорить простыми предложениями, состоящими из двух-трех слов;

не понимает простые объяснения и рассказы о событиях прошлого или будущего.

Не различает и не называет основные цвета.

До 4 лет

Словарь активно растет: от 250 до 3000 слов;

заканчивается овладение грамматикой родного языка;

в разговоре использует 10-15 вариантов предложений;

может рассказать о себе;

может произносить правильно звуки, кроме сложных («л», «р»).

Не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?»;

неправильно использует падежные окончания существительных, предлоги;

искаженное произношение многих звуков;

предложения состоят менее чем из четырех слов.

До 7 лет

5 лет – правильно произносит все звуки;

 умеет строить любое предложение;

речь становится родной;

развивается функция словообразования.

6 лет – появляется речь, не имеющая коммуникативной функции (комментирование собственных действий), затем это переходит во внутреннюю речь (мысль).

7 лет – появляется контекстная (полная, развернутая) речь.

Нарушенное произношение звуков (дефект смягчения, межзубное произношение, смешение звуков);

неправильное построение предложения.

 

Пропуски согласных там, где они стоят рядом «такан» вместо «стакан»; неправильное употребление окончаний у существительных среднего рода или множественного числа.

Бедный словарный запас;

речь носит ситуативный характер.

 

Формирование речевых навыков происходит по мере того, как развивается речевой аппарат, головной мозг и т.д. Но без стимулирования этого процесса ребенок никогда не начнет говорить. Общаться с малышом нужно каждый день, с самого первого дня его рождения, и это очень важно. Родители и их воспитательная активность очень сильно влияют на то, какими речевыми навыками будет обладать их малыш. Любое отклонение в речи не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное. Успехов Вам и Вашим детям!